Когда разработчик «пишет» продолжение громкого хита, правило чаще всего одно: «не навреди», не ломай то, что не сломано. В случае с Caesar 4 игра попала в надежные руки: восемь лет назад почти те же самые люди создали самую первую часть легендарной серии. И Tilted Mill, оправдав ожидания, не стала гнаться за новизной. В основном перемены коснулись внешнего вида, мелких деталей. Игра перешла в 3D, и свободный полет камеры дает шанс осмотреть «Лациум суровый» в полной красе. Смена дня и ночи, «вкусная» палитра, возможность сгладить картинку всеми доступными способами дают заряд хорошего настроения и мощный стимул для строительства своей империи. Требования к «железу» весьма демократичные. Владельцы слабых PC моментально привыкнут к надписи «loading» и тормозам в процессе игры, а рядом с ними будут скучать хозяева современных компьютеров — Caesar 4 одинаково разит и тех, и других. За восемь лет смысл игры не изменился — построить город мечты, попутно выполняя дополнительные задания. Секрет успеха лежит в правильной «социальной пирамиде». В самом низу находятся плебеи, которые выполняют тяжелый труд и хотят совсем немного: еду, воду, дешевых товаров и не помереть. Далее идет «средний класс», который занимается более нежной работой; актеры, врачи, сборщики податей и прочая интеллигенция выходят именно из него. Запросы у них уже другие — так, без дорогих безделушек и чистой воды можете забыть об успехе у «середняков». На самом верху сидят патриции — знать римского общества. Они ничего не делают, но платят большие налоги, за счет которых и процветает город (налоги с торговли мизерные). Патриции живут в роскошных виллах, ходят в театр, покупают дорогие товары и пьют элитные вина. Однако помните, что даже плебей требует красоты и не поселится в доме, который стоит на отшибе в окружении серых камней. Чтобы сделать район привлекательным, оставляйте место для украшений. Выбор очень большой: от дешевых кустарников до золотых статуй. И, да, не забывайте давать жильцам все необходимое. Пожарный, врач и свежая булка к обеду должны появляться в доме задолго до того, как жильцы умрут от эпидемии, сгорят в огне или уйдут в более сытные места. Карты очень маленькие, и думать о застройке приходится на три хода вперед. Любая ошибка в начале «партии» имеет свойство к концу превращаться в крупную «бяку». Если вы нагрешили порядочно, жмите restart без лишних сомнений. Чтобы убрать «затор» или «бутылочное горло» в экономике, приходится зачищать и отстраивать заново целые кварталы. Причин, по которым город может поглотить кризис, великое множество. Не успели набрать обороты, а советники уже заходятся в экстазе: «слишком много рабочих!», «мало рабочих!», «граждане требуют баню!», «хлеба и зрелищ!», «Марсу не хватает храмов!» и т.п. Летя на крыльях ночи к месту очередной «аварии», чувствуешь себя не Цезарем в пурпурной тоге, а каким-то взмыленным менеджером среднего звена. Но это и есть соль игры. Нельзя построить город и спокойно наблюдать за бурлящей внутри него жизнью — каждую минуту надо решать «местечковые» вопросы, рвать на себе волосы, перестраивать целые районы, дабы хлеб приходил на склады вовремя, к вилле патриция поступала вода и т.д. И в таком вот сладком трепете пройдут долгие-долгие часы вашего правления...
|