«С сожалением сообщаем, что следующее испытание непроходимо. Даже не пытайтесь искать решение»,
— бодро зачитал механический женский голосок. Попытка схватить куб и
протащить его через энергетическое поле окончилась провалом: квадрат
растворился в воздухе. «Экспериментальный центр приносит вам свои искренние извинения за неисправность камеры испытания, — продолжал голосок. — Честно говоря, это испытание досталось вам по ошибке. Мы бы на вашем месте немедленно покинули камеру». Да, но как это сделать? «Отступите, и вам принесут тортик»,
— продолжал настаивать голос за кадром. На этом месте пришло озарение,
наша героиня уложила заветный куб с помощью еще одного портала на
большую красную кнопку, и дверь открылась. «Поразительно! Вы сумели сохранить решимость и присутствие духа в специально созданной атмосфере глубочайшего пессимизма!» — восторженно отчеканил голос. Он прав. Кроме того, мы не только сохранили и преумножили — но еще и здорово посмеялись.
|
Убийство Кубика — самая жестокая и душещипательная сцена в игре! |
КлУБ «Пайтон»
И такие всплески абсурдного юмора ожидают нас на каждом уровне.
Разработчики наделили ГЛэДОС (голос за кадром, комментирующий наши
поступки и поясняющий, что будет дальше) ярчайшим характером,
уморительной логикой, болезненным цинизмом и святой верой в собственный
кулинарный талант. С ее подачи вы половину игры пробегаете с ухмылкой
на лице, а после прохождения — наверняка сгоняете в ближайший магазин
за заветным тортиком!
Зачем? Ну как же — отметить такое яркое событие в жизни, как прохождение Portal!
А начинается наше приключение с залитого светом потолка. Мы —
безымянная девушка, которая стоит посреди небольшой камеры со
стеклянными стенами. На руках и ногах — провода и датчики. Проводится
эксперимент, а мы — подопытная. Поздравляем! Вокруг висят камеры
наблюдения. ГЛэДОС, наша единственная за всю игру спутница, зачитывает
приветствие в духе «Здравствуй, подруга. Дверь в Ад — налево! Других выходов в этом здании не предусмотрено...».
Мы решаем простенькую задачку, заходим в обитый войлоком лифт и едем
навстречу приключениям. Собственно, мотаться по комнатам, решать
задачки и прыгать в лифт — наше занятие на ближайшие одиннадцать
уровней.
|
Финальные уровни заставляют крепко призадуматься. |
Никакого закрученного сюжета и Гордона Фримена здесь нет. Зато есть
— ого! — пушка, создающая порталы (поначалу один, через некоторое время
— два). Работает она так: стреляем на плоскость, открывается портал,
стреляем на другую, и... там тоже открывается портал. Заходим в один —
выходим из другого! Все просто... и одновременно сложно. Но интересно.
Помимо естественного желания глянуть на самого (саму!) себя снизу вверх
(чу! никакой пошлости — чистое любопытство! правда-правда!), порталы
нужны для решения бесконечного числа задачек. Самая простенькая —
схватить куб и с помощью порталов зашвырнуть его наверх. Или посложнее
— например, перебраться через ограждение. Здесь используется принцип
«Что быстро влетает, то быстро и вылетает». Открываем два портала
параллельно друг другу, прыгаем в них, разгоняемся в воздухе, ловим
момент, разбиваем портал на стене, перелетаем препятствие и вот — мы на
нужной стороне. Иногда потребуется загонять энергетические шары в
круглые приспособления. Другое дело, что при кажущейся простоте
геймплей Portal очень интересен и глубок. Задачки разнообразные, не
сказать что очень легкие, но и страдать от муки ваш мозг не будет.
Настоящая золотая середина!
А еще это постоянное обучение. Все время мы будем находить новые
способы применения порталов, так что играть интересно до финального
ролика (а он здесь, поверьте, потрясающий). Что насчет боевой части, то
мордобоя в Portal нет. Да и злобные демоны из порталов не лезут. Из
опасностей — разве что похожие на расплющенные веб-камеры дроиды,
иногда постреливающие в нас (если окажемся в их поле зрения), а также
водичка, в которую очень нежелательно попадать (иначе стремительно
отдадим Game Over’у душу). Все остальное, включая падения с огромной
высоты, переживается легко.
|
Перед вами важный сюжетный персонаж, и кто он такой — мы не скажем ни за какие плюшки! |
Некоторые ставят дизайн Portal в один ряд со стилистикой
сюрреалистического киноужастика «Куб», хотя похожи эти шедевры немногим
— монотонными помещениями и, если говорить о второй части фильма,
косвенно самой идеей порталов. И все. А сделана игра, несмотря на
нарочный лаконизм, очень стильно. По ощущениям ее можно сравнить с
большой комнатой, стены которой — ослепительно белые. Особенно
интересна наша пушка — округлая штуковина, смахивающая на
модифицированный холодильник с усиками.
Однако самое замечательное, что есть в Portal, — эти, извините, не
порталы. Вернее — чудо! — увлекательнейшую систему перемещений затмила
сама ГЛэДОС, наша постоянная подружка. Это, без шуток, один из самых
ярких персонажей компьютерных игр за последние несколько лет. Ее
реплики остроумны, циничны и до уточек в глазах смешны. «Центр напоминает вам, что кубы не умеют говорить. Если куб заговорил — настоятельно советуем не слушать его». Или вот еще: «А вы знаете, что у вас есть возможность пожертвовать несколько жизненно важных органов в фонд девичьей самооценки? Это правда». В общем, даже если вы отчего-то люто ненавидите порталы — лишь из-за ГЛэДОС игра стоит того, чтобы вы ее прошли. Полностью.
Те, кому будет мало сюжетной линии, могут заново посмаковать Portal
с комментариями разработчиков (эти много интересного расскажут),
попрыгать на бонусных картах или попотеть в специальных режимах. А
затем принимайтесь за Half-Life: Episode Two — удивительно, но история Portal напрямую связана с кипящими там событиями.
|
Обезвредить такого милягу легко — нужно просто толкнуть его. |
«Экспериментальный центр напоминает вам, что вы — торт»
Portal — настоящий шедевр. Самая смешная, оригинальная, интересная и
стабильная игра за последнее время. И, пожалуй, единственная игра, в
которой при убийстве финального босса хочется смеяться и плакать
одновременно.
P.S. Для любознательных: великолепная композиция Still Alive в исполнении оперной певицы Элен Маклейн (Ellen McLain, озвучивала GLaDOS), играющая в финальных титрах, находится в папке portal\sound\music. Наслаждайтесь!
|