Как-то незаметно Crysis превратился в эдакую
блондинку. Каждый второй умник желает его пнуть именно за то, что он
дорогой, красивый и блокбастер. А еще — удивительно ведь! — тормозит
или вовсе не идет. И вообще — ничего интересного, технологическая
пус-тыш-ка.
По этому поводу у нас есть следующее заявление. Никто не ждал от
«Трансформеров» Майкла Бэя последовательного киноразмышления на тему
осеннего Парижа с одинокой вислоухой таксой и скромным виолончелистом
по имени Жак. Фильм ни у кого в душе не посеял ни зернышка философского
вопроса об олимпийском скачке технологического прогресса. Направляясь
на «Трансформеров», зритель шел на огромных человекоподобных роботов. А
разглядывая тематический постер, знал — будет вулкан срывающих флаги
спецэффектов.
Так и здесь. Crysis — это почти те же самые «Трансформеры», только
от мира компьютерных игр. С шикарным визуальным рядом, срывающими флаги
спецэффектами и хоть не огромными, но самыми что ни на есть
человекоподобными роботами. Вот только в режиссерском кресле сидит
человек по имени Джеват Йерли. Его команда создает красивые, технологические, простые сказки для взрослых детей.
|
Crysis стал заметно взрослее и серьезней Far Cry. Тут нет даже кровавых дырок от пуль во вражеских телах. Холодный аскетизм. |
Программа Maximum
Ребята из Crytek вот уже второй раз доказывают, что
океанские пляжи — это не только чистое небо, яркое солнце, горячие
бризы и ленивые крики птиц. Но еще и пропитанный кровью песок,
пронизывающие воздух выстрелы — и вообще, такой жуткий военный ад, что
даже монстрам место находится. Впервые компания, ранее выживавшая за
счет производства спецэффектов, продемонстрировала это в 2004 году —
именно тогда вышел в свет шутер Far Cry, который,
кроме забавного сюжета, умных врагов и сердитых уродцев, порадовал нас
огромным и чертовски красивым тропическим островом. Критики вывели
проекту блестящие баллы, игроки в него просто влюбились, а разработчики
ударились в Crysis — Far Cry нового поколения и настоящий тропический
блокбастер.
Тем не менее сюжет Crysis смахивает на издевательство. Господа взяли
максимально банальную завязку (естественно, захват Земли
инопланетянами) и вывернули ее таким образом, что теперь историю про
американский спецназ, огромные щупальца и вселенскую холодину называют
эпической. Ноль свежих мыслей, максимум зрелища — этим и берет здешнее
писание.
Итак, 7 августа 2020 года. Археолог Елена Розенталь, ведущая
раскопки на островах Лингшан в Филиппинском море, сообщает ЦРУ, что ее
группу захватили корейцы и, как можно понять по приглушенному крику,
точно не кормят жареной таксой. Причина насилия веская — археологи
нашли нечто, способное изменить судьбу планеты. Неделю спустя на остров
высаживается группа американских спецназовцев. В ее составе — главный
герой по имени Номад и несколько харизматичных бойцов: Пророк (дает
указания), Псих (в свое время переиграл в Postal),
Шут (на удивление рассудительный парень) и Ацтек (с ним проблемка;
какая — узнаете сами). Как выясняется, Елена немножко ошибалась —
абстрактное «что-то» оказалось вполне осязаемым инопланетным «чем-то»,
населенным летающими кальмарами и оснащенным громадной морозилкой (наш
климат пришельцам не по душе). С ними мы познакомимся во второй
половине игры.
|
Удивительно, что это — скриншот. Такие картинки обычно рисуются от руки и раскрашиваются где-нибудь в Corel Painter. |
Поначалу кажется, что ничего эпического в сюжете не предвидится: мы
просто скачем по джунглям, осматриваемся, выполняем поручения и бьем
все, что видим (корейцы в приоритете). Финтить ушами история начинает
лишь в тот момент, когда нас кидают в инопланетное логово. Там уже и
техногенные русалки, и осьминоги на липучках, и адского размаха
холодильник. Что будет дальше, мы, конечно же, не признаемся, однако по
ощущением (да и по стилистике) происходящее похоже на фильм «Матрица:
Революция». Хоть и выглядит круто и фантастично, но играть именно в
такие моменты скучновато.
Впрочем, пинать сюжет в Crysis можно сколько угодно — да смысла нет.
Самое шикарное сосредоточено в перестрелках. Американский спецназ,
оказывается, за прошедшие годы совершил сказочный технологический рывок
— на героях Crysis теперь не драные шинели, а нанокостюмы. Штуковина
удобная и при откручивании головы агрессору незаменимая. Отличается
прогрессивными режимами. Например, «максимум брони» прилично уменьшает
урон от пуль и необходим в жарких перестрелках. Всякие двухметровые
заборчики и ворота больше не преграда с «максимумом силы» — врубили и
поскакали кузнечиком. Кроме того, в этом случае наши мускулы набухают
до размера халковских (даже нанокостюм от напряжения краснеет) и
крушить дома, ломать деревянные подпорки, валить пальмы становится
плевым делом. Особенно приятно схватить корейца за горло и подкинуть в
воздух. А затем гада пристрелить — высший пилотаж. Единственный
недостаток — после такой «силы» оч-ч-чень трудно играть в другие
шутеры. К хорошему быстро привыкаешь. Читеры почувствуют себя как рыба
в воде, находясь в режиме «маскировки» — эдакого аналога невидимости.
«Максимум скорости» понадобится, когда нужно резво убежать.
Не отстает и оружие, на которое можно нацепить всякие полезные штуки
вроде прицела, глушителя или фонаря. Сам арсенал очень неплох — двойня
пистолетов, дробовик, пистолет-пулемет, просто пулемет, винтовка
Гаусса, ракетница и кое-что еще. Из экзотики есть замораживатель,
превращающий людей в ледяные статуи.
|
Crysis
изо всех сил старается походить на интерактивный блокбастер. Во время
сюжетных вставок экран имитирует широкий формат, а в начале каждого
уровня внизу медленно появляется название главы. |
Собственно, нанокостюм и делает здешние перестрелки такими
привлекательными. Войти в режим «силы», кинуть корейца об корейца,
пристрелить сладкую парочку, забежать в хлипкую хижину, разгромить ее,
переключиться на «скорость», подскочить и отпинать других... А когда
станет действительно жарко (корейцы здесь неглупые) и подоспеют больно
жалящие самолеты с катерами, придется включить «броню» и рьяно
отстреливаться. Если экран запульсирует красным и уровень здоровья
приблизится к отметке «скоро ангелы запоют» — нужно рухнуть в траву и
полежать, пока заряд жизни не восстановится. Или, если получится,
забраться в катер, грузовик, джип и быстро уехать. Главное, чтобы
транспорт не подорвали. Впрочем, в опасный момент можно и сохраниться —
удобная замена «контрольных точек», которыми нас «баловал» Far Cry.
В то же время над целями миссий никто особо не задумывался. Все они
такого рода: возьмите под контроль точку эвакуации, уничтожьте две
установки ПВО. Хотя нет, наши ребята обнаружили третью установку ПВО —
уничтожьте и ее! И скачай данные с компьютера, Номад! Что это —
творческая импотенция? Скорее осознанный аскетизм. Важно не само
задание, а процесс его выполнения. Взрывы, крики и бешеные перестрелки
— вот именно так. Тут работает принцип «строгость — залог богатства».
Вступительное меню простенькое, но за ним кроется буйство красок. Игра
контрастов, иначе не скажешь. Раздражают разве что задания вроде
«зачистить площадку от корейских войск» — особенно с учетом того, что
древняя проблема запуска скриптов после убийства последнего алиена
осталась.
|
Если вы присмотритесь, то увидите на этой картинке курицу. |
А теперь — Crysis!
Первый раз попав в Crysis, хочется просто пройтись по травке,
полюбоваться водичкой, растительностью, опять поглазеть на водичку,
домики. А когда в этой атмосфере райского релакса понимаешь, что еще —
эх! — придется и убивать кого-то, то моментально портится настроение.
Уже второй раз Crytek аккуратно строят мир, который поначалу исследуешь
с тщательностью юного натуралиста. Вот краб пополз... А если в него
выстрелить? Ха-ха, перевернулся и лапки в панцирь сложил! Впрочем,
такие ощущения доминируют над остальными лишь первые минут десять.
Потом адаптируешься и лезешь за адреналином в гущу сражения. А его
там...
Красота Crysis уверенно стоит на трех китах: абсолютной четкости,
фантастической детализации и возможности разрушить все, до чего руки
дотянутся. Мохнатые пальмы, грязный песок, камни под ногами — то, что в
Far Cry было чистым и блаженным, в Crysis стало натуральным. Подводный
мир перестал быть симпатичной декорацией. Мы периодически встречаем
разных животных — самых настоящих куриц, черепах, лягушек — и можем их
метким броском запустить на Луну. Плюс еще тысячи мелких, но важных
деталей — особенно запоминается домик, где корейцы готовят бананы к
продаже, отмачивая их в воде. Да и оружие мы теперь действительно
подбираем рукой, а не телепортируем силой военной мысли себе за пазуху.
Та же ситуация с патронами и любыми другими объектами, которые мы можем
схватить в реальной жизни. Физика же корректная, но порой глючит.
|
Что бы люди ни ворчали, но харизмы у некоторых героев — хоть отбавляй! |
Однако в полной мере — кто бы мог подумать! — эти «киты» доступны
лишь владельцам более-менее топовых систем. В то время как обладателям
чавкающих рабочих лошадок подсунули свинью — запустить и поиграть-то
они могут, но получить те самые ощущения технологической феерии, из-за
которых и стоит, по сути, пробовать Crysis, — нет. На низких настройках
игра выглядит... эээ... почти как «Вивисектор: Зверь внутри».
Серо, вяло, даже разрушаемость пропадает. Неплохие модели и местами
качественные текстуры проглядываются, но, сами понимаете, этого мало.
На средних настройках — красиво, но обычно. Самое смешное, что на
уровне графики Extreme, как признался Джеват Йерли, запустить игру пока
просто невозможно — подходящей конфигурации нет. Такая вот Maximum Game
(нынешний лозунг Crytek).
* * *
Безусловно, Crysis — не идеальная игра. Ей не удается быть до конца
интересной, сюжет чересчур напыщен, а некоторые моменты слишком
затянуты. Но! Несмотря на эти мелочи, Crysis — определенно Игра.
Подобно BioShock и Portal, она дает
нам возможность испытать новые, непривычные ощущения. Кулаками разнести
дом до основания, схватить курицу, которая будет клевать наш
нанокостюм, и запустить ею в ошалелого корейца. Наконец, насладиться
долгожданной фотореалистичной графикой. Viva la revolution, как говорил
Сальвадор Лимонес в Grim Fandango. Это почти высший балл, господа. Подождем следующей части.
|